Типы морских судов: широкие возможности в организации грузоперевозок водными путями

На сегодняшний день морские перевозки занимают почётное место в организации логистического потока между странами, имеющими выход к морю. Дело в том, что по оценкам экономистов этот вид транспорта является самым дешёвым в расчёте на 1 тонну груза. Но существуют и существенные недостатки, такие как длительность доставки.

Перед тем, как организовать транспортировку товара морским видом транспорта, нужно ознакомиться с типами судов, чтобы проанализировать их возможности и выбрать самый оптимальный вариант.

Сухогрузы – универсальное морское транспортное средство

Сухогрузы предназначены для перевозки тарно-поштучных грузов, которые размещаются либо в трюме, либо на палубе. В большинстве случаев они оборудуются саморазгружающими устройствами (кранами или стрелами грузоподъёмностью до 10 тонн), что позволяет оперативно осуществлять выгрузку или загрузку в любом порту.

Особенности сухогрузов:

  •  перевозят генеральные грузы (коробки, палеты, бочки, мешки и все остальные товары в упаковке) или же отдельные машины и механизмы;
  •  основная часть корпуса отведена под трюмы, присутствует 1, 2 или 3 палубы;
  •  каждый трюм оснащён металлическим люком, работающим на базе механизированного привода;
  •  современные сухогрузы могут иметь рефрижераторный трюм для перевозки скоропортящихся продуктов или диптанк, предназначенный для залива масел;
  •  при загрузке тяжёлых и крупногабаритных грузов используют краны, грузоподъёмность которых варьируется в пределах 30-200 тонн.
  •  речные судна оснащены только одним трюмом, что позволяет более комфортно проводить погрузочно-разгрузочные работы.

Специальные виды судов

Поскольку сухогрузные суда предназначены для затареных товаров, они мало приспособлены для перевозки конкретных грузов. Поэтому в сфере морских и речных перевозок действуют специальные транспортные средства. Среди них:

  1. Балкер. Используются для транспортировки навалочных и насыпных грузов.

Особенности:

  •  как правило, имеют одну палубу и просторные трюмы;
  •  стенки трюмов вверху и внизу наклонены, что обеспечивает равномерное распределение груза внутри;
  •  большинство из них не имеют на борту оборудование для погрузки-разгрузки, поэтому полностью зависят от работы портовых сооружений;
  •  встречаются узкоспециализированные варианты судов (углевоз, зерновоз, рудовоз, цементовоз и прочее);
  •  мини-балкеры имеют грузоподъёмность до 10 тыс. тонн, Хендисайз – до 35 тыс. тонн, Хендимакс и Супрамакс – до 60 тыс. тонн, Панамакс и Нью-Панамакс – до 65 тонн, а Кейпсайз – свыше 150 тыс. тонн.
  1. Танкеры. Данные суда предназначены для перевозки наливных грузов. (нефть, мазут, масла и т.д.) На их долю припадает 40% товарооборота мирового флота.

Особенности:

  •  грузовая часть судоходной машины разделена на отсеки продольными и поперечными перегородками;
  •  отдельная часть отсеков предназначена для водяного балласта (обязательно используется в обратном рейсе);
  •  залив нефти осуществляется при помощи насосов, которые расположены поблизости машинного отделения;
  •  судна оборудованы надёжными противопожарными системами;
  •  отличаются высокой грузоподъёмностью – от 1 тыс. тонн (танкеры-раздатчики) до 400 тыс. тонн (супертанкеры).
  1. Газовозы. Они перевозят сжиженные газы (метан, бутан, пропан, аммиак).

Особенности:

  •  в отличие от танкеров, где залив жидкостей осуществлялся в отдельные элементы корпуса, в газовозах размещают дополнительные цистерны в вертикальном или горизонтальном направлении;
  •  для закачки сжиженного газа судна оборудованы целой системой, которая состоит из насосов, компрессоров, промежуточной цистерны и трубопровода;
  •  оснащены надёжной вентиляцией, специальными датчиками определения уровня газа в воздухе, сигнализацией и углекислотной системой тушения пожара;
  1. Лесовозы. Перевозят лес-кругляк и пиломатериалы.

Особенности:

  •  имеют меньшую, в отличие от сухогруза, скорость в 13-15 узлов;
  •  наличие одной усиленной палубы, на которой размещают 1/3 груза;
  •  оснащены ледовым креплением (поскольку очень часто приходится входить в бассейн Северного-Ледовитого океана);
  •  10% от грузоподъёмности занимает водяной балласт;
  •  оснащены кранами-поворотниками, катучими козловыми кранами и кранами-стрелами).
  1. Ролкеры. Предназначены для загрузки самоходной техники (автомобилей, трейлеров), а также ж/д вагонов. Погрузка осуществляется с кормовой, бортовой или носовой части палубы. Грузоподъёмность – до 60 тыс. тонн.

Контейнеровозы – частые путешественники морских дорог

Для организации интермодальных перевозок используют контейнеры. Именно поэтому в плане морских перевозок особой популярностью пользуется контейнеровоз.

Он отличается высокой скоростью. Часть контейнеров размещается в трюмах, которые разделены на ячейки специальными направляющими, а часть укладывается и фиксируется такелажем на верхней палубе. Как правило, разгрузка-выгрузка производится на причалах, некоторые морские транспортные средства оборудованы механизмами для самовыгрузки.

Таким образом, учитывая режим хранения, габаритные размеры, упаковку и другую специфику груза, специалисты логистической компании осуществляют подбор судна для морских перевозок.

Оставить заявку